В своей работе любой грамотный, ответственный и профессиональный аудитор руководствуется, прежде всего, актуальными нормами закона. Но указы и законодательные акты — далеко не единственное, чему следуют по-настоящему хорошие специалисты. Во многом их деятельность определяется этическим кодексом. Его разработали высококлассные специалисты аудиторского совета при Минфине РФ. Этот документ устанавливает цели, принципы и правила профессиональной деятельности всех аудиторов на территории России. Он определяет этот профиль работ как весьма значимый для общества, поэтому, считают его создатели, любой профессиональный аудитор должен нести ответственность перед социумом и соблюдать интересы как минимум двух сторон процесса: общества и объекта своей проверки. Соблюдать баланс в столь сложной области, как аудит, довольно сложно. Кодекс же как раз призван помочь профессионалу исполнить две налагаемые на него главные задачи: провести качественную проверку и анализ данных так, чтобы максимально удовлетворить запросы заказчика, и в то же время сохранить честность и объективность по отношению к общественным интересам.
Принципы этического поведения
Чтобы фирмы аудиторы могли исполнять свои обязанности на высоком качественном уровне, Кодекс устанавливает главные факторы, определяющие поведение профессионала в любых условиях. Только соблюдение всех четырех главных принципов может гарантировать, что специалист — действительно профессионал высокого уровня.
- Первый важный фактор — достоверность. Любые полученные факты должны быть тщательно проверены и доказаны. Правдивая информация нужна и общественности, и владельцу фирмы в случае инициативного аудита. В ином случае осуществление проверки просто бессмысленно.
- Второй принцип работы — мастерство. Эта особенность подразумевает и соответствующее образование, и опыт работы, и исполнение своих обязанностей на должном качественном уровне. Клиенты, члены общества, правительственные органы, работодатели — все эти участники бизнес-процессов заинтересованы в получении услуг на должном профессиональном уровне.
- Третий фактор — высокое качество оказываемых услуг. Только проведенные на должном качественном уровне аудиты гарантируют хороший результат и заказчику, и общественности, и другим субъектам деятельности компаний.
- Последний принцип, который должен учитывать в своей работе аудитор, - уверенность. Когда специалист окончательно уверен в полученных данных, только тогда он может предоставить результаты своего труда клиентам либо тому субъекту, кто заинтересован в проведенной проверке.
Кроме основополагающих принцип в работе любого аудитора есть и дополнительные, но не менее важные факторы. Их соблюдение обеспечит по-настоящему качественный и профессиональный аудит.
Правила проведения профессиональной проверки
- Главное правило, которое должно выполняться всегда и безусловно: независимость. Этот принцип подразумевает, что фирмы аудиторы не имеют никакого интереса к объекту своего исследования. Ни личного, ни имущественного, ни финансового, ни родственного — никакого. Важно установить отсутствие таких связей как с формальной точки зрения, так и по фактическим признакам, и строго придерживаться исполнения данного ограничения.
- Второй признак профессионального поведения — честность. Мастер должен соблюдать общепризнанные нормы морального поведения и добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности.
- Беспристрастность и самостоятельность применяются в работе постоянно и непрерывно, обеспечивая соблюдение принципа объективности. Рассматривать и анализировать факты профессионал должен именно так по мнению создателей Кодекса. Делать выводы и формировать заключения необходимо справедливо и непредвзято.
- Компетентность специалиста не должна вызывать вопросов ни у заказчика, ни у коллег, ни у других членов общества. Хорошее образование, широкий кругозор, ясное и четкое понимание задач и владение вопросами в свое сфере — вот что отличает компетентных людей. Поскольку законодательство постоянно меняется, аудиторы обязаны следить за всеми нововведениями, пополняя свою базу знаний регулярно.
- Еще одно правила осуществления проверок — добросовестное отношение аудитора к исполняемой работе. Она должна быть сделана достаточно тщательно, с должной скоростью, внимательно. Применять свои знания и умения нужно правильно, работать усердно, со всей ответственностью подходя к решению возложенной задачи. Никто не застрахован от ошибок, все мы люди, тем менее, необходимо постараться свести их к минимуму.
- При проведении проверки также настоящий мастер должен соблюдать конфиденциальность. Разумеется, этой части деятельности уделяют большое внимание сами заказчики. Исследуемые документы (и копии) аудитор не может кому-то отдавать, говорить об их содержании с посторонними людьми, передавать в сторонние организации. Исключением являются случаи, указанные в разных законах и постановлениях РФ. Это ограничение является «вечным». Даже после окончания аудита эти сведения не подлежат разглашению. Кроме того, фирма, оказавшая услуги аудита, не может использовать полученные данные для собственной или чьей-либо еще выгоды.
- Поведение. Хороший аудитор при исполнении своих обязанностей должен руководствоваться приоритетом общественных интересов, а также заботиться о репутации своей профессии в целом. Он должен избегать поступков и речей, которые могли бы подорвать имидж своей должности в глазах социума.
- Скептичность. В своем анализе профессионал должен не упустить из виду обстоятельства, которые могли привести к искажению тех или иных документов, фактов, отчетности. Ему следует с должной степенью критичности подходить к выявлению таких обстоятельств, если возникают подозрения в нечестности сотрудников аудируемой компании. При этом необходимо учитывать, что подозрительные факторы могли возникнуть не только по причине подлога и бесчестного поведения сотрудников, но и по причинам ошибок, недочетов, невнимательности и т.д.
Выводы, которые мы вместе сделали
В заключение хотелось бы отметить также, что аудиторская компания должна исполнять свои обязанности строго в соответствии с законодательством, не превышать свои полномочия и не оказывать дополнительные услуги, которые не входят в ее профессиональные интересы.
|