К элементам налогового планирования относятся:
1. Налоговый календарь. Данный элемент необходим для четкого составления прогнозов и контроля верности расчетов и соблюдения сроков внесения в бюджет необходимых налогов. Кроме того, налоговый календарь используется для предотвращения нарушения сроков отчетности, которые влекут за собой штрафные санкции.
2. Стратегия, следуя которой оптимизируются налоговые обязательства. С ее помощью финансовый отдел разрабатывает план реализации налоговых обязательств.
3. Контроль задолженности дебиторов. Позволяет не допускать более чем на 4 месяца дебиторскую задолженность по хозяйственным договорам, согласно которым была отпущена продукция или оказаны определенные услуги.
4. Контроль состояния финансовых отчетов и бухгалтерского учета, который в дальнейшем позволит получить оперативно и объективно всю необходимую информацию о хозяйственной деятельности организации для максимально адекватного налогового планирования.
5. Организация сделок и налоговые льготы.
6. Наиболее эффективное размещение прибыли и активов компании.
Налоговое планирование осуществляется следующими способами:
1) использование налоговых льгот;
2) применение и поиск пробелов в налоговом законодательстве;
3) выбор формы деятельности организации;
4) использование оффшоров;
5) правильная формировка политики бухгалтерского учета;
6) изменение сроков выплаты налогов;
7) правильный выбор партнеров и верное заключение сделок;
8) лоббирование;
9) адекватный прогноз изменения налогового законодательства.
Этапы налогового планирования:
Так как налоговое планирование считается сложным многофакторным процессом, финансисты его разделяют на четыре основных этапа.
Первый этап – это решение вопроса о выборе самого выгодного, с точки зрения налогообложения, места нахождения самой организации, ее руководящих органов, дочерних предприятий и филиалов. На данном этапе рассчитывают не только налоговый режим, который предоставляется местным законодательством, но и просчитывают условия, при которых возможно предоставление налоговых кредитов и других специальных льгот. Здесь также рассматривают все возможности осуществления безналогового перевода финансов между странами.
Второй этап – это выбор максимально удачной для определенных целей деятельности организационно-правовой формы юр. лица или формы предпринимательства физического лица.
Третий этап заключается в использовании всех имеющихся налоговых преимуществ и льгот, которые только существуют для данного вида предпринимательской деятельности. На данном этапе анализируются формы проводимых сделок, выбирается форма оплаты труда и осуществления социальной политики организации. Кроме того, здесь немаловажно уметь быстро реагировать на изменения в налоговом кодексе и максимально полно использовать льготы по любым видам налогов.
На четвертом этапе необходимо решить вопрос о наиболее рациональном размещении прибыли и активов организации. Следует правильно рассчитать не только доходность вложения, но и налоги, которые потом необходимо будет выплачивать.
Первый и второй этап проходиться лишь единожды – при образовании новой организации, а вот третий и четвертый этап налогового планирования считается текущим, так как его стоит рассматривать при совершении каждой сделки.
Материал предоставлен аудиторской компанией ООО "Советник". |